Чёрт (в старой орфографии употреблялось также написание чорт) — термин, употребляемый как родовое название для обозначения всякого рода злых языческих духов, а также в смысле христианского образа Сатаны и низших демонов («нечистая сила»).
Согласно Большой советской энциклопедии, чёрт является синонимом беса. Несмотря на это, чёрт — не совсем то же, что и бес.
Бывают черти двух разновидностей. Одни ростом до одного метра, другие — до 160см. Живут они в пещерах, у каждой семьи отдельное помещение. У чертей рождается, как правило, двойня. Беременность у них длится около 4,5 месяцев. В каждой «семье» в среднем по 10-12 чертенят. Среди чертей выделяются «окружные черти». У каждого такого «начальника» в подчинении 5-6 стад чертей, т. е. около трех тысяч. «Групповой черт» имеет в подчинении до 500 чертей. В среднем черти живут до 300 лет по их исчислению времени.
Чёрт (в старой орфографии употреблялось также написание чорт) — термин, употребляемый как родовое название для обозначения всякого рода злых языческих духов, а также в смысле христианского образа Сатаны и низших демонов («нечистая сила»).
Согласно Большой советской энциклопедии, чёрт является синонимом беса. Несмотря на это, чёрт — не совсем то же, что и бес.
Бывают черти двух разновидностей. Одни ростом до одного метра, другие — до 160см. Живут они в пещерах, у каждой семьи отдельное помещение. У чертей рождается, как правило, двойня. Беременность у них длится около 4,5 месяцев. В каждой «семье» в среднем по 10-12 чертенят. Среди чертей выделяются «окружные черти». У каждого такого «начальника» в подчинении 5-6 стад чертей, т. е. около трех тысяч. «Групповой черт» имеет в подчинении до 500 чертей. В среднем черти живут до 300 лет по их исчислению времени.
Так, столкнувшись с неприятной неожиданностью, мы говорим: «Не было печали, да черти накачали», а совершив необдуманный поступок – «Черт попутал». Потерявший нужную вещь нередко призывает: «Черт, черт, поиграй да отдай!», почти не вдумываясь в то, что стоит за этими словами, и уж тем более не всегда веря в существование играющего похищенными вещами черта.
Само название «черт» появилось в России, видимо, не ранее XVII в.
О черте говорили «лукавый», «враг».
Так, по поверьям, «огня черт боится, а в воде селится» (Тамб.); на ночь черти входят в непокрытый сосуд с водой (Новг.); нечистая сила очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней [Пащенко, 1905] и т.п.
Излюбленные места пребывания и появления чертей – разнообразные «пути и границы» (дороги, межи), а также перекрестки.
Один из любимых праздников сверхъестественных существ – Пасха; по распространенным поверьям, на Пасху черти, подобно людям, катают на перекрестках крашеные яйца. Вообще же одно из самых дорогих для нечистых духов подношений – яйцо, в том числе крашеное, пасхальное.
Одно из немногих, по-видимому привнесенных христианством, качеств нечистых духов (проявляющихся в основном у чертей и бесов, но отнюдь не всегда) – стремление искушать человека (особенно праведного), преследовать его, вмешиваться в его жизнь (обычно нечистые вредят не по собственному почину, но лишь будучи «призваны» неосторожным произнесением своего имени или опрометчивыми поступками людей.
Черт – один из самых вездесущих и популярных героев крестьянских поверий, его образ отражен в живописи (от древнерусской до современной), в литературе (от житий и апокрифов до поэзии, прозы XX в.). Черт упоминается в многочисленных пословицах, о нем рассказывают, были, легенды, сказки.
Черт – обобщающее, родовое название для различных нечистых духов; в поверьях черт многолик, его образ смешивается с образами водяных, леших, банников и т.п. «Поверья о духах: черте, лешем, водяном… неразрывно связаны между собою; отличить их по внешнему виду, характеру, поступкам невозможно, понятие о них среди крестьян неясное, неопределенное», – констатирует в конце XIX в. собиратель фольклора из Вологодской губернии. «Черти – это общее название всей злой силы, которая еще называется «нечистою»« (Арх.); «Многие не знают различия между лешими и чертями вообще» (Волог.); «Водяной с рогами и хвостом, похож на черта» (Орл.); «Черти живут в разных местах, как-то: в домах, лесах, водах, овинах, банях и гумнах; называются они лесовиками, домовиками, банниками и овинниками» (Смол.).
В поверьях черти (как и бесы) – бывшие ангелы, сброшенные с неба вместе с Дьяволом, Сатаной. «Черти взбунтовались на небе, не хотели слухать Бога, да и… фить! Как пужнул их архангел Михаил с неба – кто куда» (Орл.); «Когда Бог сотворил мир, то заставил ангелов петь ему славословие, а сам ушел в рай к Адаму. Ангелы-то пели, пели, да соскучились. Вот один из них и говорит: «Бог-то ушел, давайте-ка отдохнем». Некоторые ангелы и перестали славословить. Бог пришел и приказал верным ангелам прогнать их с неба. Эти ангелы и стали нечистыми» (Пенз.).
По рассказу, записанному в Саратовской губернии, черти возникли из плевка Бога. Появление чертей связывается и с Сатаной: «Происхождение чертей народ считает от Сатаны, а Сатана уж так весь свой век живет, не переводится» (Новг.).
Традиционный облик черта: это черное (синее, темное), мохнатое существо, с крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами. Глаза его горят, как угли, голос зычный, сиплый, «каркающий». Он может быть кривым, хромым, лысым (с остроконечной головой), с гусиными пятками.
Так или иначе, но для народных поверий XIX-XX вв. характерен облик черта – фантастического существа, особо склонного к разнообразным метаморфозам. Он не только «каркает вороном, стрекочет сорокой», но может принимать какой угодно вид – «животного с черной шерстью, человека с рожками» (Волог.); черти являются людям «в разных видах, смотря по цели. Если нечистому, черту, надо испугать человека, то он является в виде страшного зверя; если совратить на худое дело – в виде человека; коли подурачиться, поглумиться над людьми – то в виде кошки, собаки и т. д. Столб пыли, поднимаемый вихрем, производят, по мнению крестьян, черти, когда они возятся между собой» (Волог.).
По поверьям, черт может обращаться в мышь, змею, лягушку, рыбу, сороку, свинью, козлика, барана, овечку, лошадь, зайца, белку, волка; а также в клубок ниток, ворох сена, камень [Максимов, 1903]; как и бес, Дьявол, он оборачивается змеем, а также монахом, священником, войском в белом.
Одно из самых излюбленных обличий черта – вихрь; он может принимать неопределенный и страшный облик.
Черт оборачивается человеком, до мелочей похожим на знакомого, родственника (попутчика, соседа, кума, свата, мужа).
Черта-человека выдают зычный голос, горящие глаза, а также едва заметные рожки, копытца; как и у лешего, у него иногда подоткнута правая пола одежды; на голове у черта может быть красная шапочка (реже он носит красную рубашку, пояс).
«Слово черт произносить грех, не то он привяжется и будет причинять зло» (Волог.); «Во Владимирской губернии считали, что, «как зачнешь ругаться, он подскочит и толкает, ругайся, дескать, больше».
Излюбленные места обитания чертей – болота, лесные чащобы: по поверьям Олонецкого края, черти по зорям собираются на советы на опушках глухого леса. Обитают черти и в водоемах, реках, омутах – во многих районах России понятия о чертях связываются прежде всего с водяными духами: в Орловской губернии, например, полагали, что «старые черти живут в море, молодые черти живут в речках».
Черти любят появляться, собираться на перекрестках и в пустых, нежилых строениях, на чердаках.
Как и многие нечистые духи, черти играют, пляшут и дерутся на перекрестках, а в Пасху катают там крашеные яйца.
Нередко основным местопребыванием чертей крестьяне считают подземелья, ад: «Черти живут в земле. У них есть дома глубоко в земле, и называемые адом. Там все черти живут, там и Сатана» (Новг.). Однако, по поверьям той же Новгородчины, хотя главное местопребывание чертей – ад, они обитают повсеместно. «В аду, согласно народным представлениям, живут «насыльные», самые «лихие» черти, существующие кроме постоянной нечистой силы, живущей на земле, в воде, лесах, оврагах, домах» (Калуж.) [Померанцева, 1975].
